Возможно. И дело тут не в стоимости книги, а в ее тираже. В числе тех, у кого действительно хорошие тиражи книг, Дарья Донцова, Дина Рубина и Борис Акунин. Издатели не скрывают, что совокупный тираж книг Дарьи Донцовой сейчас составляет около 200 млн экземпляров. Но совокупный тираж книг Роулинг – 400 млн экземпляров, больше только у Библии.
Если ты только пришел в литературу, гонорар может составить тысяч 25 рублей, автору с именем могут и миллион заплатить. Так что большинству наших писателей приходится искать дополнительный заработок - преподавать, заниматься журналистикой, вести свой бизнес, писать сценарии к телефильмам, продавать права на книгу за границу.
Конечно, писатели из списка Форбс заработали не только продажей книг. Львиная доля доходов Роулинг - это продажа прав на экранизацию Поттерианы. А в прошлом году сюда еще добавилась киноадаптация книги "Фантастические твари и где они обитают" - у фильма был невероятный успех по всему миру. Еще некоторую сумму отчисляет Роулинг парк развлечений кинокомпании Universal, в котором есть аттракционы, посвященные Гарри Поттеру.
Еще один объективный фактор того, что иностранные авторы богатеют быстрее - все приведенные в списке писатели пишут на английском языке. Как известно, на английском говорят гораздо больше людей, чем на русском. Не всех российских авторов переводят на другие языки. Активно переводят Дину Рубину, Дмитрия Глуховского, Людмилу Улицкую. Но это капля в море по сравнению с мировыми тиражами той же Роулинг. Кроме всего прочего, "Гарри Поттер" - это хорошо раскрученный маркетинговый проект, в который вложены немалые средства. У наших издательств денег на такие проекты нет. Так что на то, что мы читаем, во многом влияют пиарщики и маркетологи.
Олег Новиков, президент издательской группы "Эксмо-АСТ":
- Для того чтобы списке самых высокооплачиваемых писателей мира появились имена российских авторов, нужны социальные и экономические предпосылки. Книжная отрасль в России сегодня живет в несколько других условиях, чем издатели и писатели в других странах. В первую очередь на гонорары писателей влияет стоимость книги. За последние годы в России цены практически на все товары, будь то продукты или электроника, стали вполне сопоставимы с общемировым уровнем, в то же время стоимость книги практически не изменилась. В США и европейских странах книги стоят существенно дороже, и это отражается и на роялти авторов, которые считаются от конечных продаж. Однако мы понимаем, как важно сдерживать рост цен на книжном рынке, учитывая покупательскую способность наших читателей, которая на порядок ниже, чем у жителей Европы и США. Если цена на книги начнет расти, сократятся тиражи и количество читателей, доходы которых пока не сопоставимы с уровнем жизни населения европейских стран и США.
Еще один важный фактор - существенно меньшие, чем на Западе, тиражи. Средний тираж, с которым сегодня выходит книга, - 4,5 тысячи экземпляров, эти показатели сопоставимы с издательской отраслью Польши, население которой существенно меньше России. И сегодня мы заинтересованы в создании бестселлеров, которые выходят большими тиражами в 30-50-100 тысяч экземпляров и больше. Для того чтобы национальные авторы начали получать высокие доходы, необходима развитая книжная инфраструктура. Пока обеспеченность россиянина книжными магазинами, библиотеками существенно отличается от ситуации, в которой находятся жители Германии, Великобритании, Соединенных Штатов. По обеспеченности книжными магазинами и библиотеками на душу населения мы пока сильно отстаем от других развитых стран, причем даже от стран Восточной Европы, и важно эту ситуацию исправлять. Библиотечные фонды нуждаются в регулярном пополнении актуальными изданиями. Что же касается продаж, то сегодня, по экспертным оценкам, в стране не хватает порядка 1000 книжных магазинов.
Джоан Роулинг, доход за год $95 млн. Пьеса для бродвейской постановки "Гарри Поттер и проклятое дитя" стала самой продаваемой книгой 2016 года.
Джеймс Паттерсон ($87 млн). В 2016 году автор продал 9,5 млн книг. Сейчас готовится к выходу триллер, созданный Паттерсоном вместе с Биллом Клинтоном. Если у книги будет хорошая пиар-кампания в России, то у нас наконец узнают имя самого богатого писателя Америки.
Джефф Кинни ($21 млн). "Дневник слабака" от Кинни стал бестселлером во всем мире, правда, не в России. Но немалый доход Кинни имеет от создания видеоигр.
Дэн Браун ($20 млн). После выхода "Кода да Винчи", за которого автор получил $260 млн, все его книги, уже вышедшие, и те, которые пока только готовятся к выходу, автоматически стали бестселлерами.
Стивен Кинг ($15 млн). Поразительная работоспособность приносит доход Кингу. А кроме того, любовь публики, что бы он ни написал. В прошлом году любители Кинга скупали его 55-й роман "Пост сдал".
Джон Гришэм ($14 млн). Его "Информатор" стал одним из самых продаваемых в 2016 году.
Нора Робертс ($14 млн). Доход принесла писательнице серия детективов "Следствие ведет Ева Даллас".
Пола Хокинс ($13 млн). Британский автор заработала на экранизации "Девушки в поезде". Говорят, что кинокомпании уже стоят в очередь, чтобы купить права на следующий бестселлер.
Э.Л. Джеймс ($11,5 млн). Автор заработала на экранизации второй части романа "Пятьдесят оттенков серого". В мировом прокате фильм собрал $379 млн.
Даниэла Стил ($11 млн). Дела у королевы женского романа сейчас идут не самым лучшим образом. Но в прошлом году у нее вышло шесть книг, которые и принесли немалый доход.
Текст: Наталья Соколова
rg.ru