Многие статьи о Леониде Андрееве начинаются сообщением о том, что он был основоположником русского экспрессионизма (в основе этого направления лежит не отображение действительности, а внутренний мир автора, порождаемый ею). Хотя очень часто наряду с этим определением его творчества современники относили его метод и к критическому реализму, и к неореализму, и к фантастическому реализму и реальному мистицизму. Отсутствие принадлежности к определенному направлению Леонид Андреев, на творчество которого навешивалось столько ярлыков, порой сам не мог определиться со своей принадлежностью к какому-либо конкретному течению. Писатель в письме к А. М. Горькому сам спрашивал, кто он такой на самом деле, так как для декадентов он реалист, а для реалистов – символист. В своем творчестве талантливый и своеобразный писатель хотел достичь синтеза или хотя бы примирения двух направлений миропонимания, живущих и постоянно противоборствующих в его сознании – декадентского и реалистического. Первое из них в прямом переводе означает упадок или культурный регресс. В искусстве же и литературе – это модернистское направление, которому присущи крайние формы эстетизма, индивидуализма и аморализма или имморализма. И эти две взаимоисключающие крайности хотел синтезировать в своем творчестве Леонид Андреев.
Все это послужило огранкой его блестящему самобытному таланту, и проза его была узнаваема сразу, хотя он обладал даром мастерски писать под кого-то – то ли под Гаршина, то ли под Чехова и Достоевского, творчеством которых восхищался. Надо добавить, что с юношеских лет и потом на протяжении всей жизни он зачитывался Шопенгауэром и Ницше и считал их своими духовными наставниками.
Родился Леонид Андреев в довольно обеспеченной семье. Дед по отцовской линии был предводителем дворянства, а бабка – крепостной. Статью этот красавец пошел в деда. Обостренным чувством справедливости и тягой к выпивке – в отца, землемера-таксатора (оценщика), который умер от пьянства в возрасте 42 лет. А любовью ко всему прекрасному писатель обязан матери - представительнице обедневшего польского дворянского рода, любящей его беззаветно.
Итак, в городе Орле, в семье чиновника 21 августа 1871 года появился на свет будущий «сфинкс российской интеллигенции», как называли его современники. Азбуке он выучился в 6 лет и на всю жизнь сохранил привычку читать запоем. В местную Орловскую гимназию поступил в возрасте 11 лет, учился неважно, но сочинения - в обмен на решения задач - писал почти всему классу, причем все они были разными по стилю. Но ни о каком писательстве Леонид Андреев не помышлял, ибо полностью был занят рисованием. Он не стал профессиональным живописцем, так как в Орле не было художественного училища, но умение рисовать одно время неплохо кормило семью – ему платили до 11 рублей за портрет.
Спустя годы после смерти писателя его работы стали выставлять на международных выставках наряду с шедеврами мастеров живописи, его современников.
Дальше Леонид Андреев, биография которого будет некоторое время связана с городом на Неве, поступает в столичный университет на отделение юриспруденции. Но вскоре умирает отец, и семья попадает в такие стесненные обстоятельства, что нередко им всем приходилось голодать. Естественно, в условиях, когда на его плечи легли такие заботы, будущий писатель был полностью аполитичен.
Покинув столицу, семья перебирается в более хлебную Москву, где Л. Андреев со временем, надо сказать, весьма успешно оканчивает заочное отделение Московского университета, с правом работы в адвокатуре. Чем он и занимался пять лет.
Надо оговорить тот факт, что этот импозантный красавец с тонкими чертами лица был любим женщинами и сам обожал их страстно – он не представлял себе жизни без любви. А попутно был склонен к суициду: за всю жизнь он предпринимал три попытки уйти из жизни – то по молодости и глупости в 16 лет уляжется между рельсов (фаталист), то выстрелит себе в сердце из-за отказа подруги выйти за него замуж. Собственно, эта вторая попытка и привела к пороку сердца и ранней смерти.
Начало своей литературной деятельности сам писатель Леонид Андреев относит к 1898 году. Именно тогда в «Курьере», в котором он долго подрабатывал сочинительством объявлений, фельетонов и других заметок, публикуется его первый рассказ «Баргамот и Гараська». О ярком, оригинальном таланте говорит тот факт, что сразу после первого рассказа автор был замечен читателями, критикой и Максимом Горьким, который сразу пригласил его в общество «Знание» и перезнакомил со всем писательским миром.
О Л. Н. Андрееве заговорили. А когда в 1901 году вышел его рассказ «Жили-были», он проснулся знаменитым, любимым, признанным.
Леонид Андреев, биография которого теперь неразрывно связано только с писательской деятельностью, был невероятно востребованным автором. Было время, когда он по популярности оставлял позади не только Вересаева и Бунина, но и Горького, да и гонорары у него были бешенными. По свидетельству внучки, ему платили 5 рублей золотом за строчку (построчно в России до него платили только поэтам). В скобках сообщается, что курица тогда стоила 14 копеек.
У Леонида Андреева великолепный литературный язык, необыкновенные сюжеты, его проза захватывает. Потрясающие произведения «Иуда Искариот», «Мысль», «Жизнь Василия Фивейского», рассказ «Он», который современники называли шедевром русской готики, – каждое его произведение ожидалось с нетерпением, читалось и перечитывалось, обсуждалось везде.
Творчество Леонида Андреева почти незнакомо нынешнему поколению. Советский читатель не знал его до 60-х годов, а виной всему «S.O.S.» – обращение к лидерам Запада с просьбой спасти Россию от большевиков. Такое не прощают. Может быть, в скором времени что-то изменится, потому что некоторые рассказы этого писателя включены в школьную программу. Яркие, с неожиданными поворотами сюжета, написанные хорошим, понятным языком произведения выводят этого гениального писателя на вершину Серебряного века русской литературы. Каждое его детище настолько совершенно, что трудно назвать какое-то из них пиком творчества. Может быть, таковым стал бы роман «Дневник сатаны», будь он закончен. Несчастный Сатана Андреева, обведенный вокруг пальца людьми, которые стали хитрее и злее его, заслуживает симпатии читателей и искреннего сочувствия.
Правда, «Зеркало русской революции» отозвалось о Леониде Андрееве пренебрежительно, но почитателей таланта у писателя от этого не убавилось.
Непохожий ни на кого в своем творчестве, Л. Н. Андреев и в жизни был мало на кого похож. Он выделялся в любом обществе. Первой его женой была внучатная племянница Тараса Шевченко - Александра Велигородская, умершая в результате послеродовой горячки. Второй супругой стала Анна Ильинична Денисевич, которая была его первым и единственным литературным секретарем.
После женитьбы вся большая семья переезжает в собственный дом, купленный в финской деревне Ваммельсу.
1916-1917 годы Андреев провел в Петербурге, но Октябрьскую революцию не принял самым решительным образом. Вернулся в Финляндию, которая вскоре отделилась от России.
Автор потрясающих рассказов, таких как «Семь повешенных» и «Красный смех», как и Илья Репин в своих Пенатах, стал иностранным подданным.
Леонид Андреев, краткая биография которого действительно является очень краткой, как и, собственно, жизнь... Писатель умер в возрасте 48 лет от порока сердца. Умер не дома, а в гостях у друга Ф. Н. Фальковского. Смерть наступила 12 сентября 1919 года. Похоронили его в Мариоках.
В 1956 году было произведено перезахоронение тела на "Литераторских мостках" - участке на Волковском кладбище Ленинграда. Потомки писателя живут в Париже, Америке, а некоторые - и в Москве…
http://fb.ru/article/213085/leonid-andreev-biografiya-i-tvorchestvo