Если совсем коротко, то дела у книжников обстоят более-менее: крупнейшие мировые книжные холдинги — Bertelsmann и Pearson — хоть и проигрывают Google и Walt Disney, но довольно успешно конкурируют по доходам от медиапродукции (включая книги) с Facebook, Netflix и даже Amazon.
Это, понятно, временно, но пока книжная индустрия кое-где вполне жива. Кое-где — это в шести странах, на книжные рынки которых приходится 2/3 всего мирового оборота рынка: 30% мирового рынка — это книжная индустрия США, на втором месте с 17% — Китай, на третьем (8%) — Германия, а потом Япония, Великобритания и Франция (5%, 4% и 3% соответственно). (И, да, лучше не спрашивайте, какой кусок пирога на этой диаграмме российский).
Примечательно, что среди книжных сверхдержав только в Китае наблюдается рост книжного рынка. И не просто рост, а что-то вроде «Догоним и перегоним американского бумажного тигра!».
Это картина динамики книжных рынков шести стран в 2011–2015 годах. Рост, как хорошо заметно, только у Китая (причем ускоряющийся), у остальных — или не слишком выразительный (как у США и Великобритании), или вовсе без него. Итоги прошлого года, впрочем, вселяют некоторый оптимизм: небольшой рост во Франции и США (на 3-4%), незначительный (на 1%) в Германии.
Валовые показатели, конечно, тоже важны, но значительно интереснее, что происходит внутри индустрии, которая проходит через сложный период трансформации, связанный с цифровой революцией, а главное — с изменением культурного статуса и функций книги и чтения.
Шум по поводу электронных книг за последние годы прошел, но это не значит, как хотели бы издатели-консерваторы, что «цифра больше никому не нужна». На каждом национальном рынке новый канал распространения книг набирает ровно ту мощность, которая удовлетворяет реальный спрос читателей.
В США этот спрос составляет 20–25% рынка, в других странах ниша электронных книг пока что растет.
В сравнительно консервативных (с точки зрения читательских и издательских привычек) европейских странах рост продолжается: в Германии на электронные книги приходится уже 4,5% рынка, во Франции — 8,7%. Чтобы понять, какие деньги за этим стоят: продажи электронных книг в Германии равны примерно 1/3 всего российского книжного рынка, а во Франции — одной пятой.
Такие деньги при скромной динамике спроса, с одной стороны, убедили европейских издателей относиться к этому рынку с большой серьезностью, с другой — успокоили их по поводу того, что «цифра съест бумагу». Не съест, но кое о чем заставит призадуматься: цифра действительно создает конкуренцию бумаге там, где она дешевле или эффективнее. В цифру (с большей скоростью в США и Великобритании, с меньшей — в Европе) уходит художественная литература (70% всей художественный розницы в США), прежде всего массовая, жанровая, развлекательная — любовные романы (89%).
Туда же (но более сложными путями) начинает перетекать учебная и академическая литература. И это уже сказывается на самочувствии гигантов рынка: главный издатель учебников Pearson продал за один миллиард долларов почти четверть доли в крупнейшем издательстве Penguin Random House своему партнеру по бизнесу — холдингу Bertelsmann, — потому что Pearson надо чем-то закрыть дыру в балансе, образовавшуюся из-за падения продаж учебников и быстрого роста электронных образовательных ресурсов.
«Цифра», впрочем, давно означает не только текстовые книги. Последние годы во всем мире хорошо растет рынок аудиокниг, который дает издателям около 3,5 миллиарда долларов (примерно половина приходится на США). (Кстати, как правильно назвать тех, кто слушает книги, — не читателями же? Или тоже читателями — как пару тысяч лет назад?) Книги предпочитают слушать на мобильных устройствах — 60% приходится на телефоны и планшеты. И рост продаж этих устройств работает на расширение рынка — точно так же, как рост продаж ридеров увеличивал рынок электронных книг.
Примечательно, что цифровые книги (и текстовые, и аудио) нашли дорогу к самому консервативному и требовательному читателю — посетителю библиотеки. Компания OverDrive (то есть Rakuten OverDrive — японцы решили, что на американском рынке можно уже не стесняться) радостно отчиталась о росте библиотечного проката в США: в 2016 году организация, которая обслуживает большую часть американских публичных и школьных библиотек, выдала почти 200 миллионов цифровых книг.
На фоне гигантских объемов книговыдачи библиотеками США это немного (в одном только штате Нью-Джерси выдают в год 55 миллионов книг), но показателен рост — на 21%.
Поэтому все разговоры, что «бумага возрождается, а цифра всем надоела», просто упускают из внимания — цифровые книги уже пришли и никуда не денутся. Они нужны читателям, хоть и не так, как рассчитывали технологические компании, и не так, как опасались издатели.
Есть, правда, нюанс: издателям рано успокаиваться, ведь значительная часть рынка цифровых книг все больше уходит от них — к независимым авторам и сервисам, помогающим им с производством и дистрибуцией.
Эта тенденция заметна не только в США, где уже более 40% всех продаж художественной литературы приходится на книги, опубликованные вне традиционной издательской инфраструктуры, но и в Великобритании (22% всего розничного рынка).
Даже в Германии 20% всех продающихся электронных книг — независимых авторов. Большая часть этого праздника достается, конечно, Amazon, который построил самую большую платформу для независимых авторов, но и последним кое-что остается. Не остается только традиционным издателям.
Не исключено, что бум на этом рынке тоже рано или поздно закончится. Но это будет уже другая книжная индустрия.
Владимир Харитонов
gorky.media