«Я убеждён, что только в по-настоящему суровых условиях проявляются наши лучшие и худшие стороны. Мне кажется, что в обществе, где „не доносятся жизни проклятья в этот сад за высокой стеной", я и писателем не стал бы».
Отец Дудинцева, царский офицер, был расстрелян красными. После окончания в 1940 году Московского юридического института был призван в армию. После ранения под Ленинградом работал в военной прокуратуре в Сибири (1942–1945).
В 1946–1951 годах — очеркист «Комсомольской правды».
Начал печататься в 1933 году. В 1952 году издал сборник рассказов У семи богатырей, в 1953 году — повесть На своем месте. Потрясающий успех имел опубликованный в 1956 году в журнале «Новый мир» роман Дудинцева "Не хлебом единым", рассказывающий о тщетных попытках провинциального инженера Лопаткина, честного и мужественного человека, пробить со своим изобретением, ускоряющим и удешевляющим жилищное строительство в послевоенной разрушенной стране, стену безразличия чиновников, из корыстных и карьерных побуждений поддерживающих альтернативный, заведомо негодный проект столичного профессора. Узнаваемый по точно выписанным деталям и психологическим характеристикам сюжет прочитывался как правдивое и яркое обращение, в лучших традициях русской реалистической прозы, к наболевшим проблемам современности. Его обвинили в «клевете», а после журнального издания философско-аллегорической "Новогодней сказки" (1960) о невозвратной ценности каждого мгновения, так часто растрачиваемого впустую или убиваемого мелочами и стремлением к ложным целям, и выхода в свет сборников "Повести и рассказы" (1959) и "Рассказы" (1963), к фактическому запрету на публикации произведений Дудинцева.
Только в 1987 году, с началом «перестройки», появился в печати и сразу стал вехой в истории современной русской литературы второй многолетний труд Дудинцева — роман "Белые одежды" (Государственная премия СССР, 1988), основанный на повествовании о противоборстве в советской науке 1940–1950-х годов учёных-генетиков со сторонниками «академика-агронома» Т.Д. Лысенко, уверявшего, что при должном уходе из ржи может вырасти пшеница; о том, как первые (в романе — "Иван Стригалев, Фёдор Дёжкин и их соратники") в атмосфере полного господства вторых («народный академик» Рядно) и с неожиданной поддержкой отдельных представителей разных социальных слоев (вплоть до полковника госбезопасности) продолжают тайком свои опыты, надев вынужденную личину конформизма (как это делали реальные учёные, Н.А. и А.А. Лебедевы — адресаты авторского посвящения книги). Не случайно актуальное в отечественной литературе 1960–1990-х годов соотнесение современности с историей, мифологией и религией воплощено в этом романе темой Святого Себастьяна — реального исторического лица, начальника телохранителей жестокого гонителя христиан римского императора Диоклетиана, тайно крестившего полторы тысячи человек и за это расстрелянного тысячью стрел. Так, по мысли Дудинцева, не боясь мучений и даже смерти, совершает настоящий человек свой нравственный выбор — и тем заслуживает право на «белые одежды», чистым светом сияющие в Откровении Иоанна Богослова, эпиграфом из которого предваряется роман.
Звучащий мотив страдания как важного и даже необходимого условия самопознания и самосовершенствования личности, отчетливый в творчестве Дудинцева. С другой стороны, именно в ученых — изобретателях, «поисковиках», экспериментаторах, пролагателях новых путей, страстных и увлеченных людях, Дудинцев видел хранителей животворящего творческого начала.
Умер Дудинцев в Москве 22 июля 1998 года.
Призы и награды
Орден Трудового Красного Знамени (1988).
Государственная премия СССР за роман "Белые одежды" (1988).
http://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/ros/34265/bio/