Богатая баронесса, рожденная, чтобы хранить вековые традиции, но презревшая мнение общества и всю свою жизнь открыто бунтовавшая против его устоев, – вот кем была Амандина Аврора Люсиль Дюпен, твердой поступью вошедшая в мировую историю под скромным псевдонимом Жорж Санд.
Предпосылки для такой жизненной позиции сложились еще задолго до рождения Авроры и усугубились событиями, произошедшими в ее раннем детстве.
Знатные предки
Так уж повелось, что нравы XVIII века предписывали представителям знати заключать браки исключительно с достойными в глазах света партиями, а потом завязывать бесчисленные любовные связи на стороне. Впоследствии некоторых из внебрачных отпрысков удостаивали законного признания. На одной из ветвей столь неоднозначного генеалогического древа и расцвел свежий побег юной Амандины Авроры – таким было настоящее имя Жорж Санд, данное ей при рождении. В числе ее прадедов значится король Польши, который расстался со своей любовницей Марией-Авророй еще до рождения сына Морица, однако принял активное участие в его воспитании и посодействовал его карьере. В свою очередь, Мориц Саксонский имел многих любовниц, одна из которых и произвела на свет Марию-Аврору. Однако называть ее своей дочерью он не спешил. Официальное признание девушка выхлопотала лишь после смерти своего отца. Она дважды весьма удачно вышла замуж и вскоре осталась вдовой с сыном на руках и внушительным состоянием. Вот этот-то сын и стал отцом будущей писательницы с мировым именем.
Родители
К огромному неудовольствию матери, жизнь свою Морис Дюпен связал с женщиной мещанского происхождения. Софи-Виктория Делаборд раньше была танцовщицей и имела скверную репутацию. Долгое время Мария-Аврора отказывалась признавать этот брак и даже не хотела видеть своих внуков. Софи-Виктория родила Морису двоих детей - Аврору и Огюста. Но мальчик умер от болезни еще в младенчестве. Скоропостижная смерть Мориса вследствие несчастного случая заставила непреклонную Марию-Аврору пересмотреть свое отношение к маленькой внучке, так похожей на ее сына. Госпожа Дюпен решила воспитать девочку как настоящую леди и предъявила невестке ультиматум – либо она уезжает из имения, предоставив опекунство свекрови, либо Аврора остается без наследства. Софи-Виктория выбрала первое и отправилась в Париж устраивать свою личную жизнь. Этот разрыв стал травмой для маленькой девочки. Ей было всего четыре года, когда она потеряла отца, а теперь ее разлучали еще и с матерью, которую она горячо любила. И хотя они продолжали изредка видеться, Софи-Виктория так и не стала для своей дочери ни другом, ни защитницей, ни советчицей. Так что с юных лет Авроре пришлось научиться надеяться на себя и принимать собственные решения.
Юность
Когда девочке исполнилось 14 лет, бабушка, как тогда было принято, отправила ее в пансионат при монастыре на обучение. Здесь впечатлительная Аврора прониклась интересом к неведомому духовному миру. У нее был цепкий ум, и она с упоением зачитывалась доступными в обители книгами. А в это время у ее бабушки случился первый удар. Испугавшись, что в случае ее смерти юная наследница пойдет по стопам матери, Мария-Аврора решает срочно выдать ее замуж и забирает из монастыря. Однако сколь ни юным было это дитя, замужеству по расчету она воспротивилась весьма решительно, и вскоре Мария-Аврора отказалась от своих планов. С этих пор биография Жорж Санд писалась на просторах истории уже ее собственным твердым почерком.
Таким образом, шестнадцатилетняя богатая наследница вернулась в свое имение в Ноан, где и проводила время за чтением книг модных на то время Шатобриана, Паскаля, Аристотеля и других философов. Юная Аврора очень любила ездить верхом. Она облачалась в мужское платье и совершала длительные прогулки в окрестностях Ноана. В те времена это считалось возмутительным поведением, однако девушке не было дела до праздных пересудов.
Самостоятельная жизнь
В восемнадцать лет, уже после смерти бабушки, Аврора вышла замуж за Казимира Дюдевана. Построить счастливый брак ей не удалось – слишком разные интересы были у нее с мужем. Она родила ему сына, однако через какое-то время стала заводить себе любовников.
В 1831 году Аврора переезжает за очередной пассией, Жюлем Сандо, в Париж. Именно он и станет ответственным за ее псевдоним – Жорж Санд. Чтобы обеспечивать себя в Париже, дама решает начать серьезную литературную деятельность. Первые романы – «Комиссионер» и «Роз и Бланш» были написаны в соавторстве с Жюлем Сандо и подписаны его именем, так как знатные родственники не желали видеть фамилию Дюдеван на обложке книги. Произведения имели успех, и Аврора решила попробовать свои силы в самостоятельной работе. Так на свет появился роман «Индиана». Сандо отказался принимать незаслуженные лавры. А издатели, напротив, настаивали на том, что книга должна продаваться только с подписью полюбившегося публике автора. И тогда Аврора решила убрать одну букву из фамилии и добавить мужское имя. Так появился столь узнаваемый сегодня псевдоним Авроры Дюпен – Жорж Санд.
Экстравагантные привычки
Переехав в Париж, молодая писательница поначалу была несколько стеснена в средствах. Возможно, именно этим первоначально объяснялась ее манера носить мужское платье. Оно было более теплое, удобное и подходило к разным случаям жизни. Однако позднее, уже будучи знаменитой и богатой, Аврора так и не отказалась от подобных нарядов. К тому же вскоре она и в личных беседах стала отдавать предпочтение псевдониму Жорж, вместо женского имени Аврора. Это породило множество сплетен о ее сексуальной ориентации.
Литературное признание
Начиная с произведения «Индиана» и вплоть до последней написанной строчки, романы Жорж Санд неизменно вызывали неоднозначную реакцию читателей. Одно можно сказать с уверенностью – равнодушными они не оставляли никого. Многие восхищались ими, еще больше – критиковали. Писательница поднимала на страницах своих книг животрепещущие темы. Она писала об угнетении женщин, скованных устаревшими общественными нормами. Она призывала бороться и побеждать, что не могло не найти отклика в обществе, взбудораженном революционными идеями...
Звездный роман
У популярной писательницы было много любовников. Однако самым известным оказался молодой талантливый пианист. Фредерик Шопен и Жорж Санд прожили вместе более девяти лет. Однако эту связь трудно назвать счастливой. Постоянно больной и погруженный в свою работу Фредерик нуждался скорее в медсестре, чем в любовнице. И вскоре Санд стала играть для него роль заботливой матери, а не спутницы жизни. С таким раскладом эти отношения были обречены. Однако, по признанию критиков, свои лучшие произведения и Шопен, и Санд написали именно в период совместной жизни.
Литературное наследие
Вклад трудолюбивой писательницы в литературу трудно переоценить. За несколько десятилетий своей творческой деятельности она написала более сотни романов и повестей, огромное количество публицистических статей, составила многотомную автобиографию и сочинила 18 драм. Кроме того, сохранилось более 18 тысяч личных писем Жорж Санд. Книги, написанные ею, популярны до сих пор. Однако дело не только в количестве. В самом начале своей карьеры Санд самостоятельно разработала совершенно новый литературный жанр – романтический психологический роман. Он характерен тем, что сводит к минимуму количество действующих лиц и событий, а сосредотачивается на переживаниях героев. Яркими примерами этого жанра являются «Консуэло», «Графиня Рудольштадт», «Она и он».
Эпилог жизни
Последние 25 лет жизни Жорж Санд провела в своем имении в Ноане. Она продолжает писать, однако романы, вышедшие из-под ее пера в этот период, уже не блещут той задорностью и стремлением к борьбе, которые характеризовали произведения 1830-х годов. Возраст и оторванность от светской жизни дают о себе знать. Теперь Санд больше пишет о прелести сельской жизни, о тихой пасторальной любви на лоне природы. Она оставляет в стороне столь любимые ею прежде сложные социальные проблемы и сосредотачивается на маленьком внутреннем мире своих героев. Жорж Санд умерла в 1876 году в возрасте 72 лет. К этому времени ее литературная слава уже прочно укрепилась не только во Франции, но и далеко за ее пределами. Наравне с Виктором Гюго и Чарльзом Диккенсом Жорж Санд называют величайшим гуманистом своей эпохи. И недаром, ведь она смогла сквозь все свои произведения пронести идеи милосердия и сострадания.