Первоначальное воспитание получил в Благородном пансионе при Московском университете, и уже здесь обнаружил склонность к литературе.
В "Утренней Заре", издании, где помещались произведения воспитанников Благородного пансиона, наряду с Жуковским, Родзянкою, Н. И. Тургеневым, встречается имя и С. Он помещал здесь в 1803 и 1805 гг. басни, стихи, а также напечатал одну прозаическую статью ("Сократ перед смертью", пер. с франц.). По окончании курса в пансионе С., чувствуя влечение к живописи, поступил в Академию Художеств, а в 1806 г. поступил на службу в Министерство Иностранных Дел. В этом году, в качестве дипломатического чиновника, он совершил морское путешествие на корабле "Рафаил", который входил в состав эскадры, отправленной для соединения со средиземной эскадрой, находившейся в то время под начальством адмирала Сенявина в Бокка-ди-Катарро.
Путешествие это дало С. впоследствии (1818 г.) материал для воспоминаний.
В этих воспоминаниях сильно сказывается влияние Карамзина и его "Писем русского путешественника"; это видно и в слоге, и в выборе материала; есть на это и прямые указания.
С. обращает много внимания на быт и нравы жителей посещаемых им стран, увлекается красотами природы (восход солнца на море), вспоминает повесть Карамзина при посещении острова Борнгольма.
Во время путешествия С. пришлось посетить Англию, и страна эта произвела на него сильное впечатление; особенно поразила его верность англичан своим историческим традициям, крепость английских обычаев, высокая культурность этой нации. В Испании С. поражается теми сторонами национальный жизни, которые особенно отличались от общеевропейского быта; он предается размышлению о значении национального начала в общественной жизни. Воспоминания С. имеют и общеисторическое значение; в них мы находим много интересных подробностей о действиях нашей эскадры в Средиземном море во время второй войны с Наполеоном, о начале пробуждения национального чувства у греков и далматинских славян, о их отношении к России.
Немало также подробностей о личности адмирала Сенявина.
В 1808 г. С. был отправлен с донесениями из Лиссабона в Петербург, а после этого был прикомандирован к нашей дипломатической миссии в Северо-Американских Соединенных Штатах.
Результатом пребывания С. в Америке была его книга "Взгляд на республику Соединенных Штатов Американских Областей", вошедшая несколько позднее частью в сокращенном, частью в дополненном виде в новое его сочинение: "Опыт живописного путешествия по Северной Америке". "Взгляд..." С. точно также, как и его первые воспоминания, частью автобиографического характера, частью имеет общий интерес.
В Америке он познакомился, и, по его словам, близко сошелся с жившим в то время там в изгнании генералом Директории Моро, врагом Наполеона.
Соединенные Штаты точно также, как раньше Англия, произвели сильное впечатление на С.; он восхищается их быстрым развитием, отдает дань уважения началу полной веротерпимости.
Проживая в Филадельфии в 1811—1813 гг. в качестве секретаря русского генерального консула, С. задумал познакомить американцев с нашими столицами и напечатал на английском языке "Sketches of Moskow and St.-Petersburg" (Philadelphia, 1813) с портретом имп. Александра I и раскрашенными картинками.
На исторические ошибки и неточности, попадающиеся в этом сочинении, обратил внимание Каченовский в "Вестн. Европы" того же года (ч. 70, № 14, 149—151). В 1813 г., сопровождая Моро, приглашенного на службу императором Александром І, С. возвратился с ним в Европу и был при нем во время его смерти от раны, полученной им под Дрезденом.
В том же году С. был отправлен из главной квартиры русской армии в Шалоне в Англию с адресом и денежным пособием от государя вдове генерала Моро. О своем вторичном пребывании в Англии С. точно также оставил записки.
Здесь прежнее увлечение всем английским. "Записки" начинаются сравнением Лондона с Парижем, которое оказывается не в пользу последнего.
Общественный строй Англии мало интересует С. Зато удобства английской жизни, факты из повседневной жизни: почта, дороги, больницы, тюрьмы, нравы англичан, — все это обращает на себя его внимание; всему этому посвящены более или менее подробные описания в его записках.
В 1818 г. С. возвращается в Россию; годы его странствований кончены.
Его предыдущая кочевая жизнь в эпоху, столь богатую выдающимися событиями и для России и для всего образованного человечества, оказали на него сильное влияние.
Англоман, он высоко ставит обычай и традицию; у южно-европейских народов и в Америке он наблюдает яркие проявления местных и национальных особенностей в общественной жизни. Он видит то выдающееся положение, какое заняла в Европе Россия после 1812 г.; он свидетель того интереса, какой возбуждает к себе его отечество в такой уважаемой им стране, как Англия.
Но сам он не знает России.
После возвращения домой в нем все сильнее и сильнее развивается интерес к своему, национальному, прошлому русского народа, к современному положению различных русских областей и т. д. Из него мало-помалу развивается тип литератора национального направления, столь характерного для того времени, и притом с особым оттенком: литератора-бытописателя, этнографа.
Первым литературным опытом С. были его "Отечественные Записки", издаваемые им с 1818 г., сначала в виде непериодического сборника, а затем, с 1820 г., обращенные в ежемесячное издание.
Содержание "Отечественных Записок" 1818 и 1819 гг. (оба выпуска) наполнялось почти исключительно статьями самого издателя, из которых многие впоследствии вышли отдельным изданием.
Большинство их — отрывки из путевых воспоминаний и, особенно, биографии различных русских самоучек.
С 1820 г. в журнале "Отечественные Записки", кроме Свиньина, принимали участие и другие, порою видные, литературные деятели того времени; в числе их, как кажется, и Погодин.
Из многочисленных статей самого Свиньна, помещенных в "Отечественных Записках", надо отметить: "Письма из Москвы" (о картинных галереях, московских художниках, книгохранилищах) и "Воспоминания о Благородном Пансионе" (1820 г.); "Ропша", издание "Памятных записок А. В. Храповицкого" (1821); "Обозрение археологического путешествия 1825 г." (1826); "Известия о вновь открытых рукописях Ломоносова" (1827). Кроме своих "Отечественных Записок", С. сотрудничал и в других журналах, как, например, в "Сыне Отечества". Одновременно с изданием "Отечественных Записок" С. был предпринят целый ряд других трудов, в сущности преследовавших ту же цель — ознакомление публики с различными отечественными достопримечательностями, как, напр., "Указатель главных достопримечательностей, сохраняющихся в мастерской Оружейной Палаты" и "Достопримечательности С.-Петербурга и его окрестностей" 6 ч., с 32 видами и портр. Имп. Александра I. 1818—1828. В это же время С. начинает собирать и свой собственный "Русский Музеум", состоявший из картин, скульптурных слепков, нумизматической коллекции, собрания рукописей и т. п. Судя по "Краткой описи" его, помещенной в "Отечественных Записках" за 1829 г., а затем вышедшей и отдельным изданием, в этом "Музеуме" находились между прочим картины Шебуева, Венецианова, Воробьева, Лосенкова, Майкова, Орлова, Левитского, К. Брюллова, Кипренского, Щедрина и др., мозаика Ломоносова, скульптура Фальконета и Мартоса, модель Коломенского дворца и многое др. Свои "Отечественные Записки" С. фактически издавал до 1830 г. С этого времени он удаляется в свою деревню в Костромской губернии близ Галича, и его литературная деятельность на время затихает.
К началу и середине 30-х гг. относятся, как кажется, всего две его исторические повести: "Ермак" и "Шемякин Суд", не нашедшие сочувственного отзыва в печати, и повесть "Торжество воспитания, или исправленный супруг", написанная, по свидетельству самого автора, под влиянием Фонвизина.
Цель повести — "показать пользу образования девиц, получаемого ими в институтах, находящихся под покровительством Государыни Императрицы"; содержание ее — переписка двух смолянок, из которых одна, бедная, не только сохраняет, несмотря на различные искушения, верность своему супружескому долгу, но и исправляет своим примером супруга.
В деревне Свиньин посвящал значительную часть своего времени собиранию материалов и писанию истории Петра Великого, которая, по свидетельству его биографов, была им доведена почти до конца; ничего из нее, однако, напечатано не было. В 1839 г. появились его "Картины России и быт различных ее народов". В предисловии к этому труду С. сам сообщает, что мысль о нем появилась у него давно — еще во время его первого морского путешествия, в 1806 г. Здесь в это время заметил его художественные способности гр. Каподистрия и поощрял его. Знакомство С. с Каподистрией возобновилось в Петербурге, и тут граф вызвался даже выхлопотать С. командировку для живописного путешествия по России, но эта командировка не состоялась.
По возвращении в Россию С. предпринимал поездки по России и окончательным результатом их было названное издание.
Оно состоит из целого ряда статей, посвященных описанию Москвы и ее окрестностей, Углича, костромского края, Волги до Нижнего, Дона, Крыма и побережья Черного моря, Киева и Малороссии.
Все издание снабжено рисунками, причем экземпляры с гравюрами (есть с литографиями) могут считаться выполненными превосходно.
Рисунки — частью виды местностей, частью типы местных жителей. "Картины России" были последним крупным литературным произведением С. "Отечественные Записки" с 1839 г. начали выходить снова, но уже под новою редакциею (Краевского) и по новой программе.
Наряду с дипломатической службой и литературными трудами С. занимался и живописью.
В последней он оказал значительные успехи и в 1810 г. представил в Акад. Худ. две картины (одна пейзаж, другая представляет казаков, ведущих пленных турок), с просьбой задать ему для звания академика след. программу: "представить знаменитого героя Суворова, отдыхающего после сражения на сене у ручья, в палатке раскинутой из плаща на казацких пиках; вдали военный лагерь и группы лошадей, казаков, солдат и военнопленных турок, сидящих у огня". Академия согласилась дать С. эту тему, и 26 авг. 1811 г. он представил в Академию картину на упомянутую тему и 1 сент. того же года выбран был в академики.
По-видимому, и впоследствии, увлеченный литературными предприятиями, он не покидал живописи, так как в 1827 г. (13 сентября) принят был Академией в почетные вольные общники.
В 1839 г. Свиньин скончался.
Работая на почве, этнографии и бытописания, в то время еще мало обработанной, С. зачастую, быть может, не обладал достаточно развитым критическим чутьем; вот почему к сообщаемым им сведениям всегда надо относиться с известною долею осторожности, тем более, что и фактические пробелы он зачастую заполнял фантастическими догадками, придавая им одинаковое значение с непреложными данными.
Как беллетрист, Свиньин не возвысился над уровнем заурядного писателя.
Он интересен, однако, как тип, выясняющий некоторые стороны того движения, которое происходило в русском обществе непосредственно после 1814 г., и в этом отношении многие его мысли заслуживают внимания.
Если то, что он сделал, не всегда выходило удачно, то большая часть того, что он хотел сделать, было, действительно, общественной потребностью.
Главные сочинения С. — следующие: 1) "Взгляд на республику Соединенных Штатов Американских областей" СПб. 1814 г. 2) "Опыт живописного путешествия по Северной Америке" СПб. 1815. 3) "Ежедневные записки в Лондоне" 1817. 4) "Воспоминания на флоте" 3 ч. СПб. 1818 и 1819. 5) "Отечественные Записки" сборник, СПб. 1818 и 1819. 6) "Записки о жизни ген. фельдм. кн. Ник. Ив. Салтыкова" СПб. 1818. 7) "Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения" СПб. 1819. 8) "Достопримечательности С.-Петербурга и его окрестностей" 6 ч. с 32 видами С.-Петербурга, с портретом Императора Александра І и планом Петербурга; на Российском и Французском языках. 1816—1828 гг. 9) "Картины России и быт различных ее народов", ч. І с портретом автора и 40 гравюрами.
СПб. 1839 г. Некролог в "Сыне Отечества", 1839 г., т. II, стр. 18—20 и т. IX, отд. 4, стр. 78—80. — Архив Акад. Худ., д. № 48 (1810), 51 (1820) и 40 (1823). — Петров, "Сборник материалов для истории Акад. Худ.", І, 552, 561, 563; II, 219, 221. — Саитов, "Остафьевский Архив кн. Вяземских". СПб. 1899, т. I, 508—511. — Кс. Полевой, "Записки", СПб. 1888, 68. — "Русская Старина", 1898 г., IV (38—39), V (312), VІ (604); 1899, II (410). — "Энциклопедические Словари" Березина, Толля, Клюшникова, Граната и Крайя. {Половцов} Свиньин, Павел Петрович — писатель и журналист (1788—1839); учился в Московском университетском благородном пансионе, служил по ведомству министерства иностранных дел. Результаты своих заграничных наблюдений С. изложил в "Опыте живописного путеш. по Сев. Америке (1815.), "Ежедневных записках в Лондоне" (1817) и "Воспоминаниях на флоте" (1818). Главнейшие из других трудов его: "Достопамятности СПб. и его окрестностей" (1816—28 г., на русск. и франц. яз.) и "Извлечение из археологич. путешествия по России в 1825 г." ("Труды и Летоп. Моск. Общ. Ист. и Др.", т. III). С 1818 по 1823 г. он издавал "Отечественные Записки", где поместил массу статей по русской истории, очерков путешествий и т. п. Современники обвиняли С. в том, что он описывает местности, им не посещенные (против него направлены басня А. Измайлова "Лгун" и сказка Пушкина "Маленький лжец"). Этнографические очерки С. вышли после его смерти, под заглавием: "Картины России и быт разноплеменных ее народов" (1839). Исторические романы С. "Шемякин суд" и "Ермак, или покорение Сибири" не имели успеха.
С. был любителем и собирателем русских древностей и предметов искусства.
Им составлен богатый музей картин, портретов, монет, медалей, рукописей и книг. "Краткая опись" музея Свиньина издана им в 1829 г. В 1834 г. музей был продан с аукциона самим собирателем.
Рукописи Свиньина поступили в Российскую академию.
http://www.biografija.ru/biography/svinin-pavel-petrovich.htm