— "Сто лет одиночества" — это роман, который открыл миру своеобразие народной культуры Латинской Америки и пробудил большой интерес к литературе континента. Ради написания своего грандиозного произведения писатель пошел на огромный риск: бросил работу, заложил машину, погряз в долгах. Но именно благодаря этому роману Маркес еще при жизни был признан классиком, а книгу перевели на 35 языков мира, и она вызвала фурор среди читателей, — именно так оценивает значение романа Маркеса известный в Колумбии литературовед Рубен Дарио Флорес Арсила.
Он выпускник Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. До недавнего времени был министром-советником посольства Колумбии в России, в настоящий момент — профессор Национального университета Колумбии, а кроме того, возглавляет в Боготе Институт русской культуры имени Льва Толстого.
"Рука мастера проявляется в том, что причудливый мир писателя может стать близким каждому, невзирая на национальную принадлежность и место жительства, — продолжает Дарио Флорес. — Основное место действия в романе — Макондо — собирательный образ поселения, плод воображения Маркеса, стало родным для миллионов людей во всем мире".
Основное значение романа, по мнению профессора, состоит в том, что писатель латиноамериканскими образами и персонажами показал общемировые этические ценности и проблемы XX века. При этом Маркес использовал метод "магического реализма", доведя его до совершенства и тем самым оказал влияние на авторов во всем мире.
Дарио Флорес считает, что у Маркеса "очень интересное отношение к метафизическим аспектам бытия". "Присутствие потусторонней жизни в повседневности — это и есть то, что называют "магическим реализмом", — отмечает он. — Не надо забывать, что Гарсиа Маркес родился в католической стране, где существует особенное отношение к чуду. В Колумбии люди часто обо всех необычайных и благополучных событиях так и говорят: "Это чудо".
Центральное место в романе занимает проблема одиночества, и Маркес показывает ее как порок XX века. При этом, подчеркивает эксперт, одиночество мучает не только героев произведения, но и "гложет все общество, проявляясь в виде отсутствия гуманизма — бережного отношения людей друг к другу".
Маркес уделяет большое внимание теме взаимоотношений между людьми и катастрофическим последствиям отсутствия теплоты в них. "Это можно сравнить даже с утверждением Льва Толстого, что человечество есть фикция и его нельзя любить, — утверждает Дарио Флорес. — Если человек проповедует любовь ко всем людям — это ложная постановка вопроса".
При этом Маркес неувядаемым языком демонстрирует в романе главную ценность бытия — бережное отношение к ближним, к своим детям, родителям, родному краю, отмечает профессор.
В произведении, несмотря на то что в нем описываются воображаемые села, — множество мифов, идет отсылка ко многим известным историческим событиям, во многом очень трагичным: это и гражданская война, и расстрел на банановых плантациях крестьян, и другие. "Исторические моменты, которые упоминает писатель, важны для понимания произведения, — уверен Дарио Флорес. — Действительно, эпизод, где описывается расстрел рабочих, трудившихся на плантациях, принадлежавших американской компании по выращиванию и экспорту бананов, основан на реальных общеизвестных событиях 20-х годов XX века, произошедших в Колумбии, в том самом местечке, где родился Гарсиа Маркес, ведь роман был задуман и написан на биографическом материале".
По мнению эксперта, писатель ввел литературными приемами этот эпизод в ткань произведения, поскольку он, как и многие видные политики и простые граждане, критиковал экспансионистскую экономическую политику США. В романе четко прослеживается критика американского империализма, который в действительности имел место: американцы эксплуатировали колумбийских рабочих и крестьян, подстрекали местные власти на подавление протестов, потому что боялись, что профсоюзы окрепнут и начнут требовать улучшения условий жизни и работы трудящихся. Маркес привел этот эпизод в качестве еще одного примера проявления одиночества: власть отгораживается от простых людей, народа и из-за этого и появляется жестокость, безразличие, дегуманизация общества.
"Власть не видит конкретных людей, а только массы, номера, статистику и прибыль в бухгалтерских отчетах, — отметил Дарио Флорес. — Интересно, что этот отрывок в статьях и обличительных выступлениях известного лидера Либеральной партии Колумбии Хорхе Эльесера Гайтана рассматривается как политическое событие, ставшее позже одной из причин падения консервативного режима. Но остаются общечеловеческие вопросы: что такое одиночество? Это не просто изолированность одного человека, это важный момент в управлении обществом, когда люди, имеющие большую власть, отделяются от народа. Потом Гарсия Маркес вернется к этой теме в романе "Осень патриарха".
Роман вышел в свет в тот момент, когда весь мир проявлял большой интерес к Латинской Америке — в 60-е годы прошлого века. Публикация произведения совпала с тенденциями эпохи, считает профессор. "Маркес не любил философствовать, хотя некоторые называют его философом, — подчеркнул Дарио Флорес. — У него нет эссе об одиночестве и отчужденности жизни. Проблемы одиночества и отчужденности вытекают из чуткого наблюдения за бытовыми проблемами героев, и мне кажется, что именно это и привлекло внимание читателей. Мастер был чуток к повседневным проблемам: как воспитывать детей, как люди стареют, как женщины страдают, как люди влюбляются, мечтают о другой жизни. В тот момент, когда западный роман со всеми его философствованиями и экзистенциализмом наскучил читателю, в произведениях Маркеса читатель почувствовал свежесть повседневной жизни".
У Габриэля Гарсиа Маркеса, как у многих больших художников, присутствует всеохватывающее чувство действительности, полагает Дарио Флорес. Оно сформировалось еще во время его учебы в колледже в небольшом городе рядом с Боготой — Сипакере.
"На формирование мировосприятия Маркеса повлиял его преподаватель литературы Карлос Хулио Кальдерон Эрмида, который был очень эрудированным человеком и в молодости увлекался левыми идеями, — сказал профессор. — По сути, это помогло писателю в социологическом понимании реальной жизни, общества и институтов власти. Маркес всегда был сторонником социальных преобразований в латиноамериканских странах, чувствовал Латинскую Америку как единое целое. В тот момент, когда произошла революция на Кубе, шло, казалось бы, обновление политической системы всего континента. Гарсиа Маркес с глубокой симпатией относился к кубинской революции и к России. Будучи молодым журналистом, он приехал в Москву на фестиваль молодежи и студентов 1958 года, и с тех пор он полюбил Россию".
Как великое произведение искусства, роман "Сто лет одиночества" очень многогранен. Одной фразой можно сказать, что Гарсия Маркес понял, что читатель ХХ века хочет узнать о себе через рассказы о простых людях, заключил Дарио Флорес.
Антон Шамшин, Богота
http://tass.ru/kultura/4314871