Паола Дмитриевна Волкова родилась 23 июля 1930 года в Москве. Советский и российский искусствовед, историк культуры, заслуженный деятель искусств РСФСР (1991 г.), доктор искусствоведения (2000 г.).
Окончила Московский государственный университет (1953 г.) по специальности «историк искусства».
В 1960–1987 гг. преподавала во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИКЕ) курсы всеобщей истории искусств и материальной культуры.
С 1979 г. и до марта 2013 г. преподавала на Высших курсах сценаристов и режиссеров культурологию и дисциплину «Изобразительное решение фильма».
В 1970–1980 гг. организовывала лекции философа Мераба Константиновича Мамардашвили (1930–1990 гг.), историка Натана Яковлевича Эйдельмана (1930–1989 гг.), культуролога и литературоведа Георгия Дмитриевича Гачева (1929–2008 гг.), историка-этнолога Льва Николаевича Гумилева (1912–1992 гг.) и других мыслителей.
Имела более 50 публикаций в журналах, книгах, периодической печати по вопросам современного искусства и отдельным проблемам, связанным с творчеством кинорежиссера и сценариста Андрея Арсеньевича Тарковского (1932–1986 гг.); считается одним из основных специалистов с мировым именем в области его творчества. Она нашла общее между режиссером Андреем Тарковским и поэтом Серебряного века Велимиром (Виктором Владимировичем) Хлебниковым (1885–1922 гг.). С 1989 г. Паола Дмитриевна Волкова – директор Фонда Андрея Тарковского в Москве (ныне не существует). За время своей работы Фонд провел больше двадцати фестивалей и выставок в России и за рубежом, был инициатором и одним из создателей Дома Андрея Тарковского на родине режиссера в Юрьевце, а также установил надгробье на его могиле на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже. П.Д. Волкову неоднократно приглашали для чтения курса лекций, на церемонии открытия ретроспективных показов его фильмов, а также для интервью о его творчестве западной прессе.
Паола Волкова – автор и ведущая 12-серийного документального телесериала «Мост над бездной» (2011–2012 гг.) об истории мировой живописи для телеканала «Культура». Она называла XX век комментарием к истории – словно переговаривалась с прошлым. Ее неповторимые авторские лекции, цикл передач на телевидении об искусстве стали ярким явлением в культурной жизни общества, а книга «Мост через бездну», где она ведет диалоги с античной Грецией, культурой Крита, философами Китая, стала настоящим открытием. Паола Дмитриевна с ее даром просветителя была своеобразным культурным мостом над бездной невежества. Сегодня многие посетители музеев и галерей проходят по ним, практически не останавливаясь около картин. Если и рассматривают что-то, то лишь ненадолго задерживаясь около того или иного произведения. Но шедевры потому и являются шедеврами, что в них заложено нечто большее, чем то, что мы можем увидеть с «первого взгляда». Великие картины полны тайных знаков, посланий, которые может прочитать лишь посвященный, лишь тот, кто знает «шифр». Вместе с историком искусства Паолой Дмитриевной Волковой легче подобрать ключи к старым загадкам.
Она умела сделать так, чтобы искусство, восхищаться которым не составляет большого труда, стало более понятным, а его сила – почти осязаемой. Слушая Паолу Волкову, читая ее тексты, многие приходили к выводу, что искусство, вся культура – это безусловная часть того, что называется содержанием жизни, не жизни вообще, а той, которой живут люди сегодня, здесь и сейчас. Про что бы она ни рассказывала – про «Поцелуй Иуды» кисти Джотто или «Троицу» Андрея Рублева, – невозможно было оторваться от телеэкрана: так пронзительно и понятно говорила она об эфемерном мире искусства, о судьбах великих и знаменитых людей. Ее студенты говорят, что и лекции Паолы Волковой забыть невозможно.
Паола Дмитриева умерла в Москве 15 марта 2013 года.
Источник
Волкова Паола Дмитриевна
Во второй книге Паолы Волковой «Мост через бездну» читатель с первых страниц оказывается вовлеченным в уникальную интерактивную экскурсию. Он становится одновременно слушателем и действующим лицом. Следуя за умелым рассказом, погружается в палитру чувств и красок, отвечает на вопросы автора, соглашается или не соглашается с ним и даже участвует в экспериментах.
Автор ведет своего читателя от фресок Джотто и полотен великих гениев Возрождения к «Гернике» Пабло Пикассо, от иконы Андрея Рублева «Троица» к «иконе» ХХ века «Черному квадрату» Казимира Малевича, предлагает увидеть знакомые любому образованному человеку произведения мировой живописи с новой, неожиданной точки зрения, удивительным образом соединяя в своих рассказах искусство и философию дня вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего.
ISBN 978-5-906339-34-8
224 стр., 6 вкл. Цв.
Формат: 60х90/16
Вес: 350 гр.
Цена: 370 руб.
Подробнее
Волкова Паола Дмитриевна
Паола Дмитриевна Волкова вновь раскрывает перед нами удивительный мир искусства. Читателя ждет необычный взгляд на знакомые произведения. Автор заставляет думать, меняет систему сложившихся ценностей, вновь и вновь уводит читателя от привычных прописных истин.
Тема зеркал и зазеркалья, тема самосознания, «Я» и двойников, мистическое и философское в зеркалах и зазеркалье, «маски лица» и Лики — об этом рассуждает Паола Волкова. И, конечно, здесь есть тема ребенка — ребенка как зеркала мира. Знаменитая «Сикстинская мадонна» и «Мадонны» Леонардо да Винчи, Тициана, Питера Брейгеля, Эль Греко и других знаменитых художников предстают в новом неожиданном свете. Автор рассматривает тему изображения детей в искусстве, начиная с древнегреческого периода и заканчивая искусством XIX–XX веков. Рассматривает не столько с точки зрения художественного творчества, сколько с точки зрения психологии и педагогики. «Само искусство детскую тему считает обочиной» — приходит к выводу знаменитый искусствовед. Согласны ли мы с такой позицией? Готовы ли ее принять?..
ISBN 978-5-906339-66-9
240 стр., 6 вкл. Цв.
Формат: 60х90/16
Вес: 350 гр.
Цена: 380 руб.
Подробнее
Волкова Паола Дмитриевна
Могут ли быть связаны между собой рождение Зевса, рождение Христа, большевики во главе с В.И. Лениным и культура Возрождения? И при чем здесь андеграунд?
Какое отношение традиция царей ссылать своих жен в монастырь имеет к культу римской богини Весты?
В четвертой книге «Мост через бездну» читателя вновь ждут удивительные открытия. О чем эта книга? Это попытка понять, кто мы с точки зрения духовного истока. Что такое наше художественное сознание и что такое наш художественный выбор, наша ментальность. Откуда она?
Анализируя истоки европейской культуры, Паола Волкова проводит параллели: от греческого рисунка до Пикассо и Матиса, от ордерной системы Греции до Корбюзье, от улыбок архаических юношей и девушек до улыбки Джоконды, от колонн Акрополя до Символа Веры.
ISBN 978-5-906339-87-4
304 стр., 4 вкл. Цв.
Формат: 60х90/16
Вес: 360 гр.
Цена: 460 руб.
Подробнее
Волкова Паола Дмитриевна
В пятой книге «Мост через бездну» знаменитый искусствовед Паола Волкова вновь раскрывает тайный смысл гениальных произведений искусства. «Легенды, застывшие в рамах» оживают в ее рассказах.
Какой текст зашифрован в полотнах Босха и Брейгеля? Как связаны романы М.А. Булгакова с обществом адамитов и Северным Возрождением?
Что общего между художественным миром импрессионистов и коммунизмом?
Представляя Дмитрия Плавинского, Паола Волкова раскрывает перед нами глубокий смысл картин и офортов этого удивительного художника,
нашего современника, одного из лучших мастеров московского «неофициального искусства».
От Иеронима Босха до Дмитрия Плавинского, от «Откровения» Иоанна Богослова до пьес Сартра и Вайса. В этой книге читателя ждет головокружительное перемещение в пространстве и времени.
ISBN 978-5-906339-88-1
272 стр., 4 вкл. Цв.
Формат: 60х90/16
Вес: 330 гр.
Цена: 400 руб.
Подробнее